Рукодельный Рунет

Интервью с дизайнером Натальей Салуниной

Дизайнер Наталья СалунинаНаталья Салунина известна многим читателям Рукодельного Рунета и участникам нашего форума. Ее дизайны для вышивания крестом не оставят равнодушными никого.

Сейчас на форуме проходит серия игр-авантюр под названием "Цветочная авантюра "Времена года". О том, как началось увлечение вышиванием, как оно переросло в желание создавать собственные дизайны и почему именно цветочная тема так любима Натальей она рассказывает в своем интервью Ellee, модератору вышивального форума и ведущей игр по разработкам дизайнера.

- С чего началось твоё увлечение вышивкой?

- Можно сказать, что обстоятельства каждый раз складывались волшебным образом и подталкивали меня к вышивке)) Все началось в далекие 80-е, когда я еще училась в школе. Папина мама приезжала к нам не часто, но каждый раз привозила какие-то интересные подарочки, она сама прекрасно вязала крючком. И вот однажды она вынула пакетик с мулине очень радостных цветов, среди других особенно запомнились салатовый и фиолетовый. Не знаю, что это был за производитель, но они были скручены в толстенькую такую веревочку, практически маленький канатик, который потом скручивался сам с собой (в наше время видела такое у английского мулине). Конечно, они еще какое-то время лежали нетронутыми, прежде чем я действительно начала вышивать.

Вторым пинком обстоятельств стала публикация в 1989 году в Burda цветочного алфавита, который и стал началом увлечения в полном смысле этого слова. Меня никто не учил, я сама постепенно осваивала вышивку. Конечно, не обошлось без курьезов, когда в отсутствие канвы я долго канючила у мамы кусок белой скатерти, лежавшей про запас. Запасы были важнее искусства в то смутное время, поэтому мне было отказано. Но художник, как известно, и на последние деньги кисти покупает. Вот и я маму ослушалась, втихоря отрезала кусочек от скатерти и вышила букву «Т» из того цветочного алфавита. Оформила прихватку и подарила маме, чтобы не ругала. Сейчас это не прихватка, а просто тряпочка с вышивкой.

Эту букву я вышила дважды, второй раз спустя 20 лет для сравнения.

Самая первая вышитая работа Натальи Салуниной Буква «Т», вышитая Натальей Салуниной 20 лет спустя

- Как ты пришла к разработке дизайнов?

- Собственные дизайны стали появляться благодаря просто желанию рисовать. Но как-то это не складывалось в жизни, хотя мечтала об этом очень давно. А с увлечением вышивкой почувствовала интерес к подбору ниток, как будто смешиваешь краски. От готовых наборов перешла к схемам, потом и в них стала что-то дорисовывать. И в один прекрасный день захотелось нарисовать схему самостоятельно.

- В твоих дизайнах очень часто преобладают цветочные мотивы. Почему?

- Обожаю природу, а цветы особенно. Они всегда создают настроение, несут в себе какой-то необъяснимый позитив. Кроме того, когда рисую цветок, то всегда разглядываю его в деталях, как сложены лепестки, как падают тени, только такой взгляд «под лупой» дает потом натуральность вышивки, ведь важно, чтобы цветок получился похожим на себя.

- Что было твоей первой разработкой?

- Думаю, что именно безумная любовь к цветам подтолкнула меня однажды к рисованию по клеточкам, так родился первый тюльпан. Но здесь вмешался опять же случай. Молодой человек подарил мне большой букет тюльпанов, я мечтательно созарцала цветы, даже сфотографировала, а потом и нарисовала один тюльпан.

Фото тюльпана, источник первой схемы Натальи Салуниной Тюльпан - первая схема Натальи Салуниной Отшив первой схемы Натальи Салуниной

Смешно и трогательно на это смотреть, но каждый с чего-то начинает. В принципе я люблю все сначала сделать вручную, чтобы понимать потом, как идет автоматизированный процесс. Такой тюльпан, где прорисовны все значки – единственный, потом уже вручную стала рисовать только контур, а значки – в программе. Конечно, тюльпан никуда не пошел, а остался таким «подопытным кроликом», на котором я училась. Кстати, не все дизайны становятся публичными, многие так и лежат в файлах.

- Опиши, пожалуйста, свой творческий процесс. Как к тебе приходят мотивы? Где тебе удобнее придумывать, рисовать, воплощать в схему?

- Интересный вопрос. Часто будущий дизайн определяется увиденным мною цветовым сочетанием, которое поразило своей гармонией. Однажды мне очень понравилась одежда ведущего на телевидении: лиловый цвет костюма в сочетании с нежно розовой рубашкой и сиреневым шарфиком. Чем-то тронуло меня это цветовое сочетание, хотя моя любимые цвета желто-оранжевые. Тем не менее, именно благодаря этому ведущему родился алфавит «Петунии», где есть лиловые, розовые и сиреневые оттенки. (Может, фото некоторых букв дать?)

Даже если цветок интересной формы, но цвет его не впечатляет, вряд ли я буду его рисовать. Скорее, влюбившись в цвет, а только так и можно сказать, я ищу форму. Так, энергичный красный мне хотелось воплотить в маках – они всегда так причудливо изгибаются на ветру, можно найти столько интересных «поз» этих нежных созданий. А буквы женских имен я сделала светло коричневыми намеренно – такой оттенок ассоциируется с землей, а еще с пшеничными колосьями, которые очень часто изображают с маками вместе.

Придумываю дизайны, часто занимаясь любыми другими делами. Просто в один прекрасный момент мысль о новом сюжете вдруг приходит в голову. Если она кажется приемлемой, то понемногу ее развиваю, возможно, смотрю фото в интернете, например, как для цветочной авантюры «Времена года». Понятно, что некоторых цветов я в жизни не видела, а есть очень красивые фотографии, которые, подобно костюму ведущего, подталкивают мою творческую мысль.

Воплощение на бумаге происходит в основном на работе. Бывает свободное время, когда могу порисовать, все равно надо сидеть на рабочем месте, а поскольку очень ценю время, то использую его как можно продуктивнее. Причем коллеги иногда вмешиваются в творческий процесс. Например, когда я рисовала алфавит «Клоуны», довольно непросто было придумать столько разных клоунов, поэтому процесс растянулся. И за моей спиной обязательно кто-то стоял и рассказывал, что этот клоун не может такого делать, это неправдоподобно, а тот вообще... клоунесса какая-то в ночнушке и халате, что за вздор я нарисовала, а еще алфавит для детей делаю! Нелегко мне приходилось. Как человеку объяснить, что раз такой персонаж попросился на бумагу, то все, он родился на свет, и я просто не имею морального права стереть его ластиком. Все, что мне позволяется – это изменить цвет калош и штанин.

- Какой дизайн является самым сложным для тебя и почему?

- Однозначно рисование персонажей. Они довольно тяжело у меня получаются, думаю потому, что не могу нарисовать безликую физиономию, у персонажа должен быть характер, а его можно передать через множество мелочей. Например, дракончик «Мачо» уже увидел свой предмет обожания и купил ей цветы, и хотя он совершенно из другой среды с пирсингом на хвосте и изящно рваной футболке, но ему так не терпится приблизиться к любимой, что из ноздрей пар клубится. Она же, напротив «Красотка» во всех смыслах – с маникюром и педикюром, в бусах и с маленьким редикюлем, девушка гламурная, к первому встречному на свидание не торопится...

Или Зоя в своей кондитерской. В каждом сюжете воплощен просто кусок ее жизни – это и работа, и творческие кулинарные муки, и взаимоотношения с котом Максом.

Именно такие характеры персонажей для меня особенно ценны и ценно то, что смотря на них у человека рождались эмоции: улыбка, усмешка, восхищение

- Знакомы ли тебе муки творчества?

- Как правило, нет. Если что-то не получается нарисовать, то просто переключаюсь на другую работу, и возвращаюсь к рисованию на другой день. Спокойно к этому отношусь, потому что знаю, муза тоже нуждается в отдыхе.

- Кто твой главный критик?

- Главного критика нет. В качестве критика могут выступать мама и крестная, если дизайны я делаю для себя. Если это схема для журнала – то редактор, конечно, высказывает свое мнение, в конце концов творческая мысль может свернуть от заранее оговоренной линии сюжета, необходимого журналу в данном номере. Если это наша авантюра, то твое мнение для меня тоже важно. Я спокойно отношусь к конструктивной критике, потому что в процессе рисования глаз что называется «замыливается» и ты перестаешь видеть очевидное.

Случалось мне слышать и критику типа «Плохо нарисовано!». В основном такие люди ходят на выставке. Но человек, хоть что-то пытавшийся сделать своими руками так не скажет никогда, потому что представляет, сколько труда вложено пусть даже в самую маленькую схемку. Поэтому на таких уже просто не обращаю внимания.

Оценка работы безусловно важна, но более ценной для меня является оценка коллег-дизайнеров. Они могут даже ничего не говорить, просто задержаться около стенда и посмотреть чуть дольше на вышивку, значит, вызвало интерес.

- Какой сокровенный мотив ты мечтаешь воплотить?

Я очень люблю птиц и мечтаю нарисовать несколько дизайнов. Но это пока в проекте.

- Твоя цветочная авантюра вызывает сплошные восторги и все с нетерпением ждут продолжения в летней осенней и зимней сериях, но можешь ли ты приоткрыть завесу тайны новогоднего дизайна, чего нам ждать?

- Поскольку авантюра наша цветочная, то в зимнем этапе будут тоже цветы, поскольку есть на земном шаре растения цветущие в декабре и феврале, вот они то и будут меня интересовать в первую очередь. Не уверена с преобладанием сине-голубых зимних оттенков, нашей пасмурной зимой мне всегда хочется чего-то желто-оранжевого. Кроме того, я стараюсь выбирать цветы малоизвестные и интересные по форме лепестков, но не забываю, что вышивка должна быть в итоге не сложной, у нас ведь участницы с разным уровнем подготовки. Так что приходится учитывать множество факторов.

Другие заметки о дизайнере и её схемах на Рукодельном Рунете